ксилография в словаре кроссвордиста
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. искусство книгопечатанья деревянными, резными досками: китайский способ печатанья.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж.
Вид гравюры (в 1 знач.) - получение изображения с плоской деревянной печатной формы. Работать в технике ксилографии. Мастера ксилографии.
-
Вид гравюры (во 2 знач.) - изображение, полученное с плоской деревянной печатной формы. Цветные ксилографии. К. на бумаге. Книжная к.
прил. ксилографический, -ая, -ое. Ксилографическая доска.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Гравирование по дереву.
Гравюра на дереве.
Оттиск с такой гравюры.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КСИЛОГРАФИЯ (от ксило... и... графия) гравюра на дереве.
Большая Советская Энциклопедия
(от ксило... и ...графия ), гравюра на дереве, один из наиболее распространённых видов гравюры. Печатная форма ( клише ) выполняется ручным гравированием. Изображение в К. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения (см. Высокая печать ). Формы, изготовленные способом К., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише. Являясь древнейшим видом гравюры, К. издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов . В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах.
В 20 в. сохранила своё значение почти исключительно как техника создания художественных гравюр ≈ станковых и книжных. Очерк истории К. и характеристику её художественных особенностей см. в ст. Гравюра .
Лит.: Павлов И. Н., Маторин М. В., Техника гравюры на дереве и линолеуме, 2 изд., М., 1952.
Википедия
Ксилогра́фия ( — дерево и — пишу, рисую) — вид печатной графики , гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Примеры употребления слова ксилография в литературе.
Голландии, где Гольциус создал ряд ксилографии в технике кьяроскуро, выделяющихся как комбинацией различных цветов, так и градациями одного тона.
И материал, и инструменты резцовой гравюры естественно ведут гравера к определенной, несколько абстрактной системе линий, придают его линиям математическую точность, которая совершенно чужда свободному духу ксилографии: то это параллельные диагонали Мантеньи, то точечная сеть Кампаньолы, то спиральные нажимы Гольциуса или Клода Меллана.
Расцвет японской ксилографии начинают обычно с Моронобу, пользовавшегося контрастом черно-белого и умевшего извлекать из линий и пятен декоративное звучание.
В советской графике офорт представлен целым рядом опытных мастеров, таких как Нивинский, Кравченко, Верейский и другие, но не офорту, а ксилографии и рисунку принадлежат наиболее выдающиеся достижения советской графики.
Единственное, чего еще не хватает ксилографии, по мнению Папильона,-- это гибкости и эластичности техники.
У меня есть миниатюры Гольбейна, сатирические гравюры Хогарта, ксилографии Хиросиге и Такамару -- на чем же мне остановиться?
Теоретически идеальное сочетание текста и иллюстрации получается тогда, если оба элемента выполнены в одной печатной технике -- то есть в виде выпуклой печати или ксилографии.
Вместе с тем печатание гравюры на дереве полностью соответствовало процессу печатания книжного набора, поэтому можно утверждать, что ксилография -- наиболее естественная, наиболее органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации.
Есть основания думать, что ксилография является древнейшей формой печатной графики и раньше всего возникла в Китае.
Североитальянская, особенно венецианская, ксилография теснейшим образом связана с рисунками пером и находилась под несомненным влиянием Тициана.
В Европе цветная ксилография раньше всего была создана в Германии: 1507 годом датирована цветная деревянная гравюра Л.
Напротив, чрезвычайно длительный и яркий расцвет цветная ксилография пережила в Японии.
Вспомним, что японская ксилография скоро перешла на многоцветность и осталась ей верна.
Прежде всего, как мы уже отметили, ксилография часто характеризуется двойственностью -- сочетанием художника-рисовальщика и резчика-ремесленника.
Столь же различны ксилография и гравюра на металле и по своему происхождению.
Источник: библиотека Максима Мошкова