Энциклопедический словарь, 1998 г.
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (франц. musique concrete) музыкальное произведение, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки - французский инженеракустик П. Шеффер (первые опыты осуществил в 1948).
Большая Советская Энциклопедия
(французский musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. В К. м. используются преимущественно разнообразные шумы, изредка звучание человеческих голосов и музыкальных инструментов. Изобретателем К. м. является французский инженер-акустик П. Шеффер, создавший свои первые «конкретные» сочинения в 1948. В 50-е гг. 20 в. во Франции при Центральном радиовещании была создана экспериментальная студия К. м., вокруг которой объединилась группа музыкантов; группы деятелей К. м. возникли также в Италии, Западной Германии, США. Сторонники К. м. полагают, что она «безгранично расширяет» выразительные средства музыкального искусства, вводя в композицию весь мир звучаний, окружающих человека. В действительности произведения К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, предельно обедняют возможности выражения определённого художественного содержания и способны выполнять лишь чисто прикладную роль (шумовое оформление кинокартин, драматических спектаклей и пр.). К. м. представляет собой одно из проявлений кризиса музыкальной культуры в буржуазном обществе
Лит.: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, 2 изд., М., 1964; его же, Французская музыка ХХ века, 2 изд., М., 1970.
Г. М. Шнеерсон.
Википедия
Конкретная музыка — разновидность академической электронной музыки , в основе которой лежит не мелодическая мысль , а совокупность природных шумов и звуков , записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям ( обработка фильтрами , искажение , изменение скорости). Толчком к появлению стиля послужили развитие звукозаписывающей техники , появление доступных микрофонов и магнитофонов , и, как следствие, доступность средств звукозаписи для экспериментаторов.