Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Казахская железная дорога

образована в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской ж. д. и отдельных участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской ж. д. Управление ≈ в г. Алма-Ате. Пролегает по территории Казахской ССР и частично по территории РСФСР и Киргизской ССР. Граничит со Среднеазиатской железной дорогой (станция Ченгельды), с Западно-Сибирской железной дорогой (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), с Приволжской ж. д. (станции Озинки, Аксарайская), с Южно-Уральской ж. д. (станции Золотая Сопка, Петропавловск, Тобол, Никель-Тау и Илецк). По протяжённости занимает 1-е место среди др. ж. д.: в 1971 эксплуатационная длина К. ж. д. составляла 13 250 км, или примерно 9% общей сети железных дорог СССР, развёрнутая длина главных путей ≈ 15084 км.

Первой (1905≈06) была сдана в эксплуатацию ж.-д. магистраль Илецк (от Оренбурга) ≈ Ченгельды (до Ташкента), установившая связь Европейской части России со Средней Азией и южными и западными районами Казахстана. В 1915 построены линии Золотая Сопка (от Троицка) ≈ Кустанай, в 1916 ≈ линия Арысь ≈ Бурное, в 1917≈ Локоть (от Алейской) ≈ Семипалатинск. Свыше 80% ж.-д. линий дороги построено за годы Советской власти. В 1922≈24 вошли в строй ж.-д. линии Бурное ≈ Джамбул и Джамбул ≈ Фрунзе. В 1931 построены важнейшие для СССР магистрали: Туркестано-Сибирская (Турксиб), соединившая районы Сибири и Дальнего Востока с районами Средней Азии и Казахстана, и Курорт Боровое ≈ Целиноград (б. Акмолинск) ≈ Караганда, для освоения Карагандинского угольного бассейна. В 1939≈40 к месторождениям медных и полиметаллических руд (Балхаш, Лениногорск, Джезказган) проведены линии Караганда ≈ Балхаш, Локоть ≈ Лениногорск, Жарык ≈ Джезказган.

В годы Великой Отечественной войны 1941≈1945 вошли в строй: линия Кандагач ≈ Гурьев, создавшая выход из районов Южного Урала к Каспийскому морю и нефтяным месторождениям Казахстана; линии Кант ≈ Быстровка, Коксу ≈ Текели, крупнейшая магистраль Целиноград (Акмолинск) ≈ Карталы, соединившая карагандинский угольный бассейн с промышленными районами Урала; линия Никельтау (от Орска) ≈ Кандагач, связавшая Южный Урал с Гурьевом и районами Средней Азии. В 1953 вступили в строй линии Целиноград ≈ Павлодар, Моинты ≈ Чу и Защита ≈ Зыряновск. В числе линий, построенных в 1960≈71: Новоурицкое ≈ Пески-Целинные, Пески-Целинные ≈ Володарское, Павлодар ≈ Кулунда, Есиль ≈ Аркалык, Тобол ≈ Джетыгара, Актогай ≈ Дружба, Караганда ≈ Карагайлы, Ерментау ≈ Айсары, Тобол ≈ Лисаковск, Макат ≈ Мангышлак, Мангышлак ≈ Узень ≈ Каратау ≈ Жанатас, Дубовская ≈ Углерудная ≈ Балхаш ≈ Саяк и другие. Дорога обслуживает районы угледобычи, месторождения руд, минерально-строительных материалов, предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химии, лёгкой и пищевой промышленности, крупные с.-х. районы страны. По грузообороту К. ж. д. занимает 2-е место в сети страны (около 230 млрд. ткм в 1971). В отправлении дороги наибольший удельный вес имеют уголь, руда, зерно и стройматериалы. В ввозе и транзите преобладают уголь, нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, а также грузы лёгкой и пищевой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются: вывоз около 28%, ввоз 21%, местное сообщение 23% и транзит 28%. Объём пассажирских перевозок К. ж. д. около 14 млрд. пассажиро-километров (1971), или примерно 5% от перевозок общей сети ж. д. СССР. Награждена орденом Ленина (1971).

Г. С. Райхер.