Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

дакша в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дакша

в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити.

Мифологический словарь

дакша

(индуист.) — «ловкий», «способный» — бог класса адитьев, седьмой сын Брахмы (или Праджапати), родившийся из большого пальца правой ноги творца. Наиболее примечательным в Д. является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити. Его женой стала Вирини, отождествляемая с ночью и родившаяся из пальца левой ноги творца. У Д. было 50 (вариант: 60) дочерей. Его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья — Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Д. Он устроил первое искупительное жертвоприношение, на которое были созваны все боги, кроме Рудры (вариант: Шивы). Разгневанный Рудра пронзил жертву стрелой, и она превратилась в созвездие Мригаширша («голова антилопы»). Затем Рудра напал на богов и начал избивать и калечить их, помимо всего прочего, снеся при этом голову Д. Когда Рудра успокоился, голову Д. нигде не могли найти и вместо нее ему поставили голову козла.

Википедия

Дакша

Да́кша — в ведийской и индуистской мифологии бог из группы Адитьев .

Как имя бога встречается в Риг-веде менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы . Самой примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ X, 72, 4—5). Сходный парадокс отмечен в РВ X, 5, 7, где не-сущее и сущее находятся в лоне Адити при рождении Дакши. Там же и особенно в РВ III, 27, 9 проявляется тесная связь Дакши и Агни. В Риг-веде (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов, а в Шатапатха-брахмане (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати .

С Дакшей связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркиваются его участие в творении и его роль отца.

Сам он считается седьмым сыном Брахмы , родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакши стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини , отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. Он называется первым или седьмым из Праджапати и стоит во главе этой группы. По другим версиям, Дакша и 7 его сыновей появились вслед за Брахмой из огромного яйца. Часто его происхождение ведётся от Прачетаса либо его 10 сыновей. У Дакши и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них 13 (Адити, Дити , Дану , Калака , Анаюс, Синхика, Муни , Кродха, Права, Аришта , Вината , Капила , Кадру ) он отдал в жёны Кашьяпе , 27 — как олицетворение созвездий лунного зодиака становятся жёнами Сомы, а 10 — Кирти, Лакшми , Дхрити, Медха, Пушти, Шраддха, Крия, Буддхи, Ладджа, Мати — бога справедливости Дхармы (по некоторым версиям, ещё 10 — жёнами Ману ). Старшая дочь Дакши Дити стала матерью дайтьев , вторая дочь Дану — матерью данавов , а третья Адити — матерью Адитьев и, следовательно, самого Дакши (см. Шатапатха-брахмана, XI, Махабхарата , XII). В пуранах Дакша выступает также как отец жены Шивы — Сати , которая после ссоры с мужем сжигает себя на костре. Именно Дакша приводит Шиве его буйвола .

Наиболее известный миф , связанный с Дакшей, излагает историю его жертвоприношения (Махабхарата, Айтарея-брахмана и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават (или у истоков Ганга ) устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры ; разгневанный Рудра в облике Вирабхадры пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша ; далее Рудра нападает на богов, наносит им увечья, в частности, ломает руки Савитару , выбивает зубы Пушану , уничтожает глаза Бхаги , и в конце он сносит голову Дакше. Найти её нигде не могут и приставляют Дакше козлиную голову, с которой он обычно представлен в иконографии индуизма . Этот миф имеет несколько других вариантов.

В Махабхарате и в некоторых других источниках также повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Дакши, но делил любовные утехи только с Рохини . Дакша неоднократно призывал прекратить греховный образ жизни, но Сома не внимал ему. Тогда Дакша проклял Сому, и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные боги упросили Дакшу смилостивиться над Сомой. В Хариванше также отмечен мотив превращения Вишну в Дакшу и сотворения им разных существ.

Ведийский Дакша бесспорно связан с послеведийским, но последнего отличает та лёгкость, с которой он входит в разные сюжеты и направления индуизма ( шиваизм , вишнуизм ).

Примеры употребления слова дакша в литературе.

Но подул ветер, началась буря, и, чтобы не быть унесенными ветром, схватились они друг за друга, и родились у них боги - Праджапати, Брахма, Вишну, Шива, Индра, Агни, Кубера, Варуна, Яма, Индра, Сурья, Сома, Ваю, Вишвакарман, Шеша, Лакшми, Париджаата, Сурабхи, Гаруда, Нандин, Дурги, Нага, Маричи, Кашьяпу, Ангирас, Пуластьи, Дакша, Дити, Дану, Адити, Вивасват, Ману, Будха, Ила, Бхарата, Индра, Кришна, Майя, Парвати, Кали, Хара, Саваоф, Иево, Элохим, Эль, Илу, Эльон, Мелек, Авель, Каин, Сим, Хам, Иафет, Авраам, Элам, Ассур, Вельзевул, Арам, Левиафан, Алий-ану-Балу, Диа-Балу, Шехина, Баалш, Вилон, Ракиа, Маком, Асмодей, Лилит, Аграт, Бат-Махлат, Наама, Шаврири, Руах-Цереда, Бен-ТеМальйон, Кетеб Мерири, Эн-Соф, Зевс, Афродита, Аполлон, Лета, Афина, Эрот, Гефест, Аид, Рея, Кронос, Дионис, Венера, Деметра, Посейдон, Тифон, Кербер, Химера, Геба, Пан, Муза, Юпитер, Марс, Веста, Квирин, Янус, Вирбий, Диана, Фавн, Минерва, Нептун, Гений, Люцифер, Водан, Тиу, Тор, Фригг, Нуаду, Луг, Огма, Фрейн, Фрейра, Ньерд, Нертус, Б

Источник: библиотека Максима Мошкова