Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Головин Александр Яковлевич

Головин Александр Яковлевич [17.2(1.3).1863, Москва, ≈ 17.4.1930, Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], советский театральный художник, народный артист РСФСР (1928), действительный член петербургской АХ (1912). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881≈89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства» . Жил в Москве (до 190

  1. и в Петербурге. Испытал влияние стиля «модерн» . В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка (см. Абрамцево ), где работал в майолике и дереве. Ранние театральные работы Г. отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Коровина («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Г. оформлял также спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (опера Мусоргского «Борис Годунов», 1908; балет Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль Г. сложился в 1910-е гг. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, Г. тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Работы Г. приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» Лермонтова, 1917, ≈ оба в Александрийском театре в Петрограде). В советское время Г. оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927, «Отелло» Шекспира, 1930, ≈ оба во МХАТе). Г. писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей русской культуры (Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей, Ленинград; В. Э. Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажи и натюрморты.

    Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. ≈ М., 1960; Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970].

    М. В. Давыдова.