Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

виталистический

виталистическая, виталистическое (науч.).Прил. к витализм.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

виталистический

прил.

  1. Соотносящийся по знач. с сущ.: витализм, связанный с ним.

  2. Свойственный витализму, характерный для него.

  3. Принадлежащий витализму.

Примеры употребления слова виталистический в литературе.

Именно здесь субъективизм - либо виталистический, либо психический - уже начал приносить первые ощутимые плоды, и именно здесь мы увидим наиболее ясно реальное направление его развития, его недостатки, таящиеся в нем опасности, а также истинный смысл и условия наступления субъективистского века человечества и цель, к которой человеческое общество, входя в новую фазу развития, предполагает прийти на этом широком витке цикла.

Тем временем современная Наука в ходе своего развития породила новые идеи и тенденции: с одной стороны - крайний индивидуализм, или, скорее, виталистический эгоизм, с другой - совершенно проти-воположный ему идеал коллективизма.

Брахмана как виталистический принцип, как жизненную силу, создающую все органы и присущие им влечения.

И все же ваш, отчасти виталистический, взгляд не проясняет загадку появления человека - Допустимо предположить, Петр Валерьянович, что возможна не одна наблюдаемая нами форма человеческого воплощения, что вероятны и некие предчеловеки - не во временном разрезе, а в смысле целостности, завершенности.

Если мы должным образом оценим эти основные особенности и мотивы коллективного существования, то найдем вполне естественным, что коллективная и кооперативная идея общества на пределе своего развития должна была вылиться в сильную, зачастую чудовищную гипертрофию виталистического, экономического и политического идеала жизни, общества и цивилизации.

То, что сегодня происходит в мире - недавние великие события, такие, как чудовищное столкновение европейских стран1 и волнения и перемены внутри них, которые предшествовали ему и за ним последовали, - является скорее результатом хаотичных полуосознанных усилий примирить старую интеллектуальную и материалистическую тенденцию с новым, пока еще поверхностным, субъективистским и виталистическим импульсом, возникшим на Западе.

Асурический или даже ракшасический характер1 недавнего мирового конфликта объясняется этой страшной комбинацией ложно направленной виталистической побудительной силы с великой силой поставленного ей на службу интеллекта, использовавшего изощренную логику в качестве своего орудия и дух совершенной материалистической Науки в качестве своего джинна, могущественного творца великих, осязаемых и бездушных чудес.

Точно так же, как в деле реализации своего общественного субъективного существования Германия воспользовалась индивидуалистической позицией, она воспользовалась и материалистической и виталистической мыслью последнего времени и вооружила ее субъективистской философией.

Стремление найти закон такой жизни в изначальной сути человека легла в основу многих революционных концепций этики, развития общества и индивидуального саморазвития вплоть до самой последней такого рода - странной и вдохновенной виталистической философии Ницше.

Однако даже эта пробужденная к жизни идея ни-коим образом не получила полного развития и далеко не везде ее признавали вполне искренне, тем не менее она существовала и отчаянно пыталась обрести рождение даже в Германии, некогда могучем оплоте виталистической философии жизни.

Не только господствующее механическое мировоззрение, по собственной слепоте видящее в мире только набор мертвых рычагов, колес и винтов, но и виталистическое воззрение, постигающее космос, как живую стихию, и даже античное пантеистическое постижение мира, как живого существа, не достигает здесь подлинного прозрения.

Второй, по-видимому, главной, во всяком случае реально главной, причиной является то, что все положения биологов - как виталистические, так и материалистические - не вытекали из научных фактов, а созданы философскими и религиозными представлениями.

Ибо ясно и едва ли вызывает сомнение, что и материалистические и виталистические представления о жизни вошли в биологию в готовом виде, выросли в другой, чуждой ей области идей.

В общем ходе биологической мысли виталистические представления отошли так далеко в прошлое, что их реальное значение в массовой работе мало сказывается.

В мировом искусстве, музыке и литературе, которые всегда служат верным показателем виталистических тенденций века, тоже произошли революционные изменения в сторону углубляющегося субъективизма.

Источник: библиотека Максима Мошкова