Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Крещения Господня. Богоявленская вода, освященная в день сей, великая агиасма. Богоявленские дни, время от Рождества Христова до Крещения, святки; - морозы, бывающие обычно об эту пору, крещенские. Богоявленник м. сподобившийся быть свидетелем откровений, явлений Божиих.
Примеры употребления слова богоявления в литературе.
Храм в его глазах был местом особого Богоявления, местом, где Господь открывает Себя людям.
Вместо расцвета и благоденствия - нищета, вместо храма - недостроенный фундамент, вместо великого Богоявления - духовный упадок.
Именно потому, что пророки ожидали конечного Богоявления, они были неустрашимыми поборниками земной правды.
Краски для картины Богоявления они черпали в тогдашней восточной литературе, говорили о грозе, урагане, пламени, потрясении основ земли.
Это - прообраз евангельского Богоявления, прообраз, однако, отдаленный, ибо Слава еще скрыта от взоров людей.
Но главный дар Богоявления - это дар Святого Духа, Который преобразит творение.
По учению пророков - день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению Бога.
Симеон срядился к новому пиру на подворье Богоявления в Кремнике, где обычно батюшка встречался со своим крестником и с митрополитом, ежели не желал лишних глаз и ушей.
Ему отозвался второй, у Богоявления, и тотчас, с набатною силой, ударили колокола в Кремнике.
Отстояли полуобгорелый монастырь Богоявления и несколько улиц под Кремником и в Занеглименье.
Постоял, высокий, в своем грубом подряснике особенно внушительный, приласкал коня, потянувшегося мордой к старому хозяину, поворчал, дав несколько дельных советов сыновьям: к кому из бояр толкнуться в первый након и как рубить дерева, принес снеди, но сам помогать не стал, не мог отлучиться ни на час за монастырскими работами - половину келий и деревянный храм Богоявления, почитай, рубили наново.
Монастырь Богоявления был обычным для тех времен столичным монастырем.
И даже новый духовник князев, этот Стефан, игумен от Богоявления, осудит его.
О свадьбе великого князя он знал, конечно, но не предполагал, что обвенчать Симеона решится сам игумен Святого Богоявления, тот радонежский, понравившийся ему инок, так скоро возвышенный Алексием.
Источник: библиотека Максима Мошкова