айвазовский в словаре кроссвордиста
айвазовский
- Выдающийся русский живописец-маринист, автор картин "Закат на море", "Девятый вал"
- Познакомившись с его работами, брат Пушкина Лев Сергеевич признался художнику, что впервые в жизни испытал при виде воды не отвращение, а восторг
- В 1839 году он написал портрет вице-адмирала Лазарева - редкий случай в творчестве художника
- Он запечатлел неравный бой русского парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года
- В начале 1890-х годов он совершил поездку в Америку, а уже в Феодосии по сделанным эскизам написал Ниагарский водопад
- Русский художник, автор картины «Прощание Пушкина с морем»
- На его картине «Александр II на зимней прогулке по льду Невы» вода представлена лишь снегом и льдом
- Иван (1817—1900) русский живописец-маринист, «Девятый вал», «Черное море», «Чесменский бой»
- Русский живописец, считавший, что «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их»
- Всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. (фамилия)
- Кто написал за десять дней полотно "Среди волн" площадью 12 квадратных метров
- О ком Чехов говорил: «В себе одном он совмещает, и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло»?
- В 1851 году он на время оставил привычную стихию и написал «Пожар Москвы 1812 года»
- Какой художник в письме Третьякову написал «Мой адрес - всегда в Феодосии»?
- На его картине «Прощание Пушкина с морем» поэта изобразил Илья Репин, а вот на полотне «Пушкин на берегу Чёрного моря» он написал поэта сам
- На его картине «Наполеон на острове Святой Елены» фигура ссыльного императора едва заметна на фоне скал и океана
- Его первой выставленной картиной стал "Этюд воздуха над морем"
- Русский художник, «Оборона Севастополя 1855 г.»
- Русский живописец-маринист, «Заката на море»
- Его моря были так восхитительны, что он получил право на ношение адмиралтейского мундира и стал первым гражданином Феодосии
- Его картину «Хаос. Сотворение мира» купил папа Григорий XVI, наградив автора золотой медалью
- Его первой выставленной картиной стал «Этюд воздуха над морем»
- Выдающийся русский живописец-маринист, автор картин «Закат на море», «Девятый вал»
- Племянник этого «мариниста» собирался обучать шкидцев рисованию, но не преуспел
- По отзывам недоброжелателей, этот прославленный русский художник явно злоупотреблял ультрамарином и лазурью
- Этот живописец, создавший за 60 лет работы около 6000 картин, кистью и палитрой дослужился до ранга действительного статского советника
- Русский живописец-маринист (1817-1900, "Девятый вал", "Чёрное море", "Пушкин на берегу моря")
- Русский художник, автор картины "Оборона Севастополя 1855 г."
- Русский живописец, считавший, что "движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны- немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их"
- Выдающийся русский живописец-маринист, автор "Заката на море", "Девятый вал"
- Рус. художник
- Русский живописец-маринист
- (Гайвазовский) русский живописец, "Буря", "Хаос», "Ялта», «Потоп», «Штиль», «Кораблекрушение» (нк)
- Иван (1817—1900) русский живописец-маринист, "Девятый вал", "Черное море», "Чесменский бой»
- Русский живописец-маринист, "Заката на море"
- Русский художник, "Оборона Севастополя 1855 г."
- Русский живописец, считавший, что "движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их"
- (Гайвазовский) русский живописец, "Буря", "Хаос", "Ялта", "Потоп", "Штиль", "Кораблекрушение" (нк)
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) русский живописец-маринист. В романтических полотнах ("Девятый вал", 1850; "Черное море", 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович [17(29) июля 1817, Феодосия - 2 (14) апреля 1900, там же] российский художник. Один из лучших живописцев-маринистов 19 в. Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева. С 1845 обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов ("Вид на взморье в окрестностях Петербурга", 1835, Третьяковская галерея). Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина "Девятый вал" (1850, Русский музей). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства. Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах - таких, как "Черное море" (1881, Третьяковская галерея), - проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е гг.). Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам - как и у Дж. Тернера, изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, "космических" пейзажей. Создавал полотна на темы армянской культуры ("Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А. С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта - "Пушкин на берегу моря" (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота ("Чесменский бой", 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский и др.). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя. Литература: Айвазовский: Документы и материалы. Ереван, 1967. Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. М., 1967. Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М., 1970. Пилипенко В. Н. И. К. Айвазовский: Альбом. Л., 1983. М. Н. Соколов.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Айвазо́вский — фамилия.
Известные носители:
- Айвазовский, Гаврил Константинович (1812—1879) — армянский историк, брат художника Ивана Айвазовского
- Айвазовский, Иван Константинович (1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист
«Айвазовский» — советский пассажирский теплоход (1977—2013), выполнявший круизы по Чёрному и Средиземному морям. В 1990-е — 2000-е годы носил наименования «Karina», «Primexpress Island», «Rochdale One», использовался как плавучее казино, студенческое общежитие.
Примеры употребления слова айвазовский в литературе.
Вечером, когда Айвазовский вошел в класс, ему на голову набросили чье-то пальто, кто-то погасил электричество, затем раздался клич: - Бей!
А как бы он, Айвазовский, по уху его не съездил, из него бы, небось, вон бы какой художник знаменитый вышел.
А он из себя был еще такой старик, - ну, не хуже, ты вот говорил, Айвазовский, высокий и из себя полный, борода белая, и ходил не спеша и с палкой толстой.
Дурак Айвазовский мерз, маслом писал ориентиры для австрийского флота.
Так началась педагогическая карьера Крокодила Крокодиловича Айвазовского, племянника своего дяди, великого морского пейзажиста Айвазовского.
Я с мальства пошел по живописной части, а на военной службе служить не приходилось, и Колчаков я никаких не видал, а только, как ты сказал, что на руку он был скорый и шибко дрался, то я тебе скажу про Айвазовского, - тоже человек был знаменитый, не хуже Колчака, только его больше в Феодосии знают, где он жительство имел, ну и, конечно, на весь свет он гремел через свои картины морские.
Около его собралось нас человек десять, а около Айвазовского ни одного.
Потом каждый счел долгом подойти к Айвазовскому, похлопать его по плечу и сказать: - Поздравляю, Крокодил Крокодилович.
Музей Айвазовский создал, но смерть помешала художнику исполнить замысел до конца: прах Котляревского так и остался лежать в саду, который он сам посадил.
Пути, пройденные Коперником, Гоголем, Фордом, Магелланом, Айвазовским или Огиньским, вели к успеху только потому, что по этим путям до них никто не ходил.
Бенкендорф и Ферстер рвут из цепких рук друг друга картины Репина, Поленова, Шишкина, Айвазовского, В последующие дни, разругавшись в пух, сотни бесценных картин, всю скульптуру и весь, для порядка, научный архив галереи отправляют брауны и ферстеры в Германию.
Громоздились альбомы Шагала, Пикассо, Левитана, Да Винчи, Рафаэля, Сомова, Брака, Явленского, Хогарта, Редона, Шишкина, Айвазовского, Липелица, Уорхола, Орпена, Панини, Льюиса.
Ведь люди в войну последнее продавали, все нажитки, чтоб не пропасть - баба Нила продала серебряные ложки, подстаканник, коврик, шали, все хоть немного ценное, что из Москвы везли, даже свой крестик нательный, потому что Глебов умирал, литр молока на рынке стоил примерно так же, как серебряная ложечка, - а тут новое накоплено и, смотри-ка, Айвазовский.
И все это ради того, чтобы взглянуть на тот же Гурзуф с высоты пятисот метров и послушать лекцию о том, чем штиль у Айвазовского отличается от штиля Тернера.
Когда же это видение горящего корабля отступало и он овладевал собой, ему вспоминались картины Айвазовского, Боголюбова и других художников-маринистов, изображавших то Синопский, то Наваринский, то другие морские бои.
Источник: библиотека Максима Мошкова