авеста в словаре кроссвордиста
авеста
- Священная книга персов, по легенде, записанная золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур
- Священная книга зороастризма
- Древнеиранский религиозный памятник
- Собрание священных книг в зороастризме
- Священные книги у некоторых древних народов Ирана,Средней Азии,Азербайджана и Афганистана
- Название старинного издания
- Древнеиранская книга
- Каноны зороастризма
Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме собрание священных книг. "Авеста" возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Текст "Авесты" кодифицирован при Сасанидах (3-7 вв.). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. Включает многие мифологические элементы.
Большая Советская Энциклопедия
«Авеста», собрание священных книг зороастризма , религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении у парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста «А.», кодифицированного при Сасанидах [3≈7 вв.], составила 21 книгу (наск). До нашего времени дошло не более 1/4 этого текста. «А.» известна в двух редакциях (вариантах): 1-я ≈ собрание молитвенных отрывков из разных книг «А.» и 2-я, состоящая из следующих частей: Вендидад ≈ свод религиозных и юридических предписаний; Висперед и Ясна ≈ молитвенные песнопения; Яшты ≈ гимны зороастрийским божествам; «Малая А.» ≈ молитвы. Древнейшая часть «А.» ≈ гаты (гимны) ≈ часть Ясны, приписываемые пророку Заратуштре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части «А.» называют «Младшей А.». Все части «А.», особенно Ясна и Яшты, включают много мифологических элементов.
Большинство современных учёных считает, что «А.» возникла в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. в одной из областей Средней Азии или соседних территорий Северо-Зап. Афганистана и Северо-Вост. Ирана. «Младшая А.» (включающая и Яшты) отражает процесс соединения (как обычно считают ≈ с 5 в. до н. э.) учения Зороастра, развитого его последователями, с чуждыми проповеди этого пророка верованиями и обрядами старых племенных культов и не ортодоксальных с точки зрения зороастризма религиозных систем, распространённых на территориях иранских государств ≈ ахеменидского, парфянского и сасанидского. Пополнение и изменение «А.» происходило во многих областях расселения иранских народностей; поэтому «А.» является общим памятником многих народов, важным для изучения их истории, социальных и политических институтов, быта, культуры, религиозных верований, фольклора и литературных традиций. «А.» сохранила некоторые художественные отрывки, преимущественно мифологического характера. В них много поэтических фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гимны гат полностью метризированы (пять различных силлабических размеров). Впервые на европейский язык (франц.) «А.» переведена и опубликована (1771) Анкетиль-Дюперроном. «А.» породила огромную научную литературу.
Изд. «A.»: Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, hrsg. von K. F. Geldner, Bd 1≈3, Stuttg., 1886≈95.
Переводы «A.»: Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, übers. auf der Grundlage von Chr. Bartholomae"s altiran. Wörterbuch von F. Wolff. Unveränderter Nachdruck, B., 1924; Die Gathas des Awesta..., Übers. von Chr. Bartholomae, Stras., 1905; The hymns of Zarathustra, with introd. and comment. by J. Duchesne-Guillemin, [Boston], 1963.
Лит.: Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии. М., 1956 (переводы из «Авесты»); Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ., с. 343≈45, 360≈63); Duchesne-Guillemin J., La religion de I" Iran ancien, P., 1962 (библ.); Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.).
И. С.Брагинский, Э. А.Грантовский.
Википедия
«Аве́ста» (в дореволюционных изданиях «Зендавеста») — собрание священных текстов зороастрийцев , старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике « авестийским ».
А́веста — город в Швеции , в лене Даларна . Расположен в 130 км к северо-западу от Стокгольма , в центральной части страны. Население 14 тыс. чел. (2010 г., перепись).
Авеста:
- Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы.
- Авеста — город в Швеции.
Примеры употребления слова авеста в литературе.
После него, в связи с прогрессом иранской филологии, Авеста не раз переводилась на европейские языки, и изучению ее было посвящено много трудов.
Согласно персидскому преданию, Авеста заключала в себе 21 книгу, но большая часть их была уничтожена при Александре Македонском.
Древнеиранская Авеста помогает прояснить многие вопросы, относящиеся к протославянскому мировоззрению и праславянскому языку.
Ни одна из великих религиозных книг не представляет собой целостного изложения мифологических воззрений -- ни Веды, ни Авеста, ни Библия, ни Талмуд, ни Коран, ни Буддийский канон.
Наибольшее значение из наследия древнеиранской культуры имеет Авеста - св.
Но проходили годы, составлялись словари, делались новые переводы Авесты, и отношение к ней постепенно изменилось.
О происхождении этой религии говорят Гаты - гимны, входящие в часть Авесты, называемую Ясна.
Если языческие мифы Авесты дошли до нас главным образом в поздних редакциях, то форма и язык Гат указывают на их древнее происхождение.
Первооткрывателем Авесты был французский лингвист Анкетиль Дюперрон, опубликовавший в 1771 г.
Бундехиш -самая поздняя книга Авесты, написанная уже не на древнеперсидском, а на пехлевийском языке.
Полного русского перевода Авесты не существует, есть лишь отдельные фрагменты.
Боги, Ясна -- главная часть Авесты, ясы -- древнерусское название осетии, Яссы -- название города в Румынии на территории, где пересекались исторические пути славянских и романских народов -- двух ветвей некогда единого индоевропейского пранарода.
Эти вопросы из недошедших частей Авесты, известных историкам по более поздним пехлевийским текстам52.
Иранский дуализм Отрывки из Авесты, священной книги маздеистской религии Ирана: 45,2.
Очевидно, мифы о них в Авесте есть отголоски тех времен, когда предки иранцев составляли одно целое с арьями, двигающимися на Индостан.
Источник: библиотека Максима Мошкова